Единая философия будущего человечества — в гармонии греческой античности и буддизма

Известно выражение, что если ты открыл что-то новое в философии, то обратись к прошлому, к уже созданным теориям и найдешь схожие мысли.

Известно выражение, что если ты открыл что-то новое в философии, то обратись к прошлому, к уже созданным теориям и найдешь схожие мысли.

Так, писатель Иван Ефремов, описывая светлое общество будущей Земли, обратился к идеям Древней Греции о гармоничном развитии человечества. Также он опирался на идеи индуизма.

И не зря.

Греки и Индия, эллинские идеалы и даже религия буддизм, в истории пересекались самым странным образом – но странным на первый общепринятый взгляд. Это был не просто контакт, а глубокое взаимопроникновение двух философий – и не кратковременная случайная встреча, а многовековое слияние.

Потомки греков, пришедших с Александром Македонским в 4 веке до н.э., даже спустя века, жили в городах и сельских поселениях Согдианы, Бактрии и Северной Индии. Эллинизирована была даже знать кочевых саков в бассейне Тарима (ныне Синьцзян), они носили греческую одежду и говорили по-эллински…

Даже после завоевания Бактрии юэчжами и становления там Кушанского царства, греки сохранились там в качестве средней прослойки. Зато в Индии греки правили Греко-Индийскими царствами ещё в первые веков нашей эры, когда их прародина Греция была уже завоевана Римом.

Гандхарский стиль в архитектуре буддийских культовых сооружений и скульптуры, сформировался на основе древнегреческих канонов.

Даже Менандр – самый известный царь Греко-Индийского царства послал 30 тысяч буддийских монахов на о. Цейлон, доныне является оплотом буддизма. В цейлонских хрониках эти монахи названы явана – греки на санскрите.

Оторванные тысячами километров от греческой прародины враждебной Парфией и ордами кочевников, греки на берегах Инда и Ганга спустя полтысячи лет после Македонского еще слагали стихи на греческом и осмысляли философские труды мудрецов Эллады, например, тождественно ли знание и сознание.

Ибо именно греки подарили миру философию в современном значении этого понятия. В индуизме философия слита с мифологией и религией. А Греция родила множество философских школ, единых в своем порыве изучения и объяснения мира.

И именно свобода человека стала для Ивана Ефремова краеугольным камнем выдуманного им мира в книгах «Туманность Андромеды и «Час быка».

Остаётся надеяться, что эпоха Перехода, не будет столь сложной как век Расщепления во вселенной Ефремова, ведь прекрасный мир будущей Земли отделён ее кровавого прошлого Катастрофой, почти полностью поглотившей культуру и языки Земли: космонавты носят имена незнакомые нам (Фай Родис и др.), т.к. люди будущего возрождали Землю почти с нуля, даже за основу летоисчисления взяв тибето-монгольский календарь из буддийского монастыря, уцелевшего в глубинах Азии.

И Эра Разобщенного Мира (в хронологии Ивана Ефремова) всё-таки перейдёт в Эру Мирового Воссоединения (ЭМВ), а затем и в Эру Встретившихся рук.

Недаром, Ефремов вставил корень «единое» в ЭМВ, ведь создание единой философии – видимо и есть главная задача человечества. Без единой философии для всего мира нам не воссоздать гармонии мира. А гармония Ойкумены – есть тайна, к которой прежде сумели прикоснуться, наверное, лишь эллины.

А индийские греки соединили философию Платона и буддийские пассажи. В диалогах Менандра они цитировали Платона, диалог «Теотей», но делали из них буддийские выводы: например о едином и целом.

Новости «Пролога»