Философия зодчества. Наследие империи

Архитектура — это не просто музыка, застывшая в камне. Это стихия камня, обузданная человеком. Особенно, монументальное зодчество.

Архитектура — это не просто музыка, застывшая в камне. Это стихия камня, обузданная человеком. Особенно, монументальное зодчество.

Именно архитектура зримо воплощает душу своих создателей и выражает эпоху наиболее доступным языком, видным в повседневной жизни каждый день.

Так, стела над памятником советским воинам, павшим в ВОВ в Улан-Удэ неслучайно напоминает памятник в честь присоединения Киргизии к России в г. Бишкек (впрочем, когда памятник был возведен, столица еще союзной Киргизии носила имя полководца Гражданской войны Фрунзе).

Стела — символ Солнца с Древнего Египта.

А в советской архитектуре виден масштаб. Столица автономной республики ( БурАССР) повторяет в несколько меньших размерах величие столиц союзных республик.

Уже доказано (исследованиями архивов статистики в док. фильме «Империя наоборот»), что Москва много вкладывала в окраины.

Это кардинально отличает Советский Союз от зарубежных империй, порой обрекавших жителей колоний на голодную смерть(милионы разоренных индийских ткачей умирали в начале 19 века из-за английских дешевых тканей и искусственный голод в 1940-е).

У нас шли противоположные процессы — вплоть до того, что Союз был метко назван империей наоборот. Вместо выпивания всех ресурсов, метрополия щедро делилась с окраинами.

Друг познается в беде. Так, всем Союзом восстанавливали Ташкент после землетрясения 1965 г.

А в годы войны в Ташкент и Алма-Ату эвакуировали от наступавших фашистов многие предприятия даже Мосфильм («Два бойца» и «Борис Годунов» снимали на киностудии в Алма-Ате)

Вообще Советская власть столицы союзных республик просто шикарные отстроила. Особенно в Средней Азии, и не случайно — об’емы вложений в них намного превышали снабжение обычных российских городов…

Москва фактически заново построила не только распиаренные в советские времена Ташкент с Ашхабадом и Алма-Атой с проводившимися международными кинофестивалями. Но и менее известную столицу Киргизской ССР Фрунзе (Бишкек). Широкие улицы, скверы, стеллы, шикарные бетоннные здания…

Все эти архитектурные новации 60 — 70-х гг. — явно не для того, чтобы через пару десятков лет все развалить.

Такое умиление вызывает у меня документальный фильм о визите Черненко во Фрунзе в 1979! https://youtu.be/xuWNWMVKBRY?si=Cg0snWA86vzddyAF

Помню еще одного советского номенклатурщика на параде 7 ноября. По телевизору показали Мавзолей и среди прочих чиновников стоял старик в серой папахе. Моя бабушка умильно воскликнула: «Вот он, Громыко стоит!».

Видимо не зря любил простой народ этих старцев из Политбюро.

Пока были живы, они охраняли нашу империю от сил зла, от зловещего Пятна, вскоре взобравшегося на Мавзолей…

И не случайно рок-группа «Громыка» из Петрозаводска носит название, напоминающее фамилию запомнившуюся мне с детства — конец застоя это часть и моей биографии, семейной истории.

Новости «Пролога»