Герой нашего времени — кто он?
Но сначала о том, что так и просится на язык.
В начале 19 века уже был отход от классических схем в литературе, ощущалось разочарование в поиске идеального героя.
Хотя для нас, живущих на рубеже 20-21 веков, времена Лермонтова кажутся классикой, но, как видим, уже тогда героев их времени не было, а были в лучшем случае, такие холодные, странно замкнутые типы личностей как Печорин, могущие быть героями лишь в иной обстановке.
Тут и еще более раннее время вспоминается: Дон Кихот пытался стать героем рыцарских романов, вписаться в ушедшую эпоху средневековья…
С таким немалым отрицательным опытом, как найти нам сейчас, на исходе первой четверти 21 века, нового героя?
Романтизм давно прошел.
Остаётся перепевать старые песни и пересматривать вестерны и истерны, «лёжа на диване».
Тут во многом виноват «конец времен», когда к началу ХХ века весь мир уже был исследован и даже освоен.
Нет возможности для пионеров Прерии проявить себя.
Мы не можем, собрав пожитки, двинуться на Дальний Запад, с карабином за спиной или кольтом за пазухой; не можем бить бизонов, мыть в речке золото, отстреливаясь от индейцев или разбойников, лелея мечту о маленьком домике в Прериях или о ранчо в Техасе.
Не можем двинуться и на Дикий Восток, осваивая Маньчжурию или Урянхайский край…
Мир давно освоен и поделён.
Конечно масскульт по завершению освоения Земли дал образы космолетчиков, но вся литература и кино о Космосе воспринимается, в лучшем случае, как безнадёжно устаревший ретрофутуризм.
Модерн иссяк.
Жюль Верн в какой-то мере устарел уже в момент написания всех наутилусов и детей капитана гранта…
Несколько дольше установки Модерна продержались в советском обществе.
Но нет общества, нет и его идеалов. Космос, БАМ? Все в прошлом. И все эти проекты многажды осмеяны и осуждены теми же, кто их когда-то восхвалял.
Вспомним, как герой фильма «Зеркало для героя» спорит с пожилым отцом, успевшим к пенсии перейти к критике политики советских проектов по созданию водохранилищ (искусственных морей, затопивших эти все ваши матёрые).
В конце-концов концов, отец назвал персонажа Сергея Колтакова мертвым человеком.
Но 37-летний (в 1980-е годы) лингвистический психолог — герой. Что видно по названию фильма «Зеркало для героя» и одноимённой повести Святослава Рыбаса.
В конце фильма получается классическая для научной фантастики временнАя петля: мы видим те же кадры встречи героя Колтакова — лингвистического психолога с отцом, но на их объятия смотрит сам же психолог, но невероятно повзрослевший после многодневного проживания одного дня в 1949 году (накануне своего рождения на свет).
Вернувшись после изматывающего Дня сурка по-советски в свое настоящее, в конец восьмидесятых годов, он встречает своего двойника, внешне такого же, видит его (или себя?) в светлом проеме окна как в зеркале под рвущую душу Всенощную Рахманинова.
Но двойник, похоже, не видит никого в окне, так как смотрит с улицы ярким днём в темень южнорусской мазанки, только чувствует взгляд мудреца, испытавшего катарсис в закольцованном прошлом — как космонавт в концовке фильма «Интерстеллар» не может напрямую взаимодействовать с нашим миром, лишь косвенно, как с миром незримых духов…
Это портрет позднесоветского молодого поколения, которое незримые силы (с помощью художественных образов кино) пытались предупредить о грядущих испытаниях как своеобразной расплате за прошлое, в котором мы не жили, за «грехи отцов, «славославивших вождей и их всесоюзные стройки при безжалостном режиме тридцатых — начала пятидесятых годов. Благополучный, в целом, мир советских восьмидесятых вскоре был разрушен, возможно потому что построен был на крови и насилии над природой и людьми, на лицемерии и приписках…
Но лучше конечно было бы не разрушать, хотя ради спасения от еще большей крови в будущем. Так и в фильме «Последний легион» варвар упрекнул последнего римского императора мальчика Ромула Августула: «Вся империя построена на крови», тем не менее варвар — антагонист, а главные герои — наследники рушащегося Древнего Рима — положительные персонажи.
Так и герой другого перестроечного фильма «Город Зеро» инженер Варакин видит в провинциальном городе гротеск, всего лишь до предела обнажающий (во всех смыслах) реальность каждого советского города, все скелеты в шкафу, под тот же мотив отца, уязвлённого невниманием сына (и не суть важно, что абсурдно застрелившийся повар был вовсе не отец приезжего инженера). Это карма старшего поколения… По словам режиссёра фильма Карена Шахназарова, «Город Зеро» о том, что «наше прошлое непознаваемо, так как оно постоянно мистифицируется».
Вот уж действительно, Россия — страна с непредсказуемым прошлым.
По версии Сергея Кара-Мурзы, в «Городе Зеро» зашифрован сценарий развала Советского Союза.
Зачем же нам показывают главного героя в исполнении Леонида Филатова?
Чтобы показать его глазами, насколько они сумасшедшие — эти будущие хозяева жизни, работавшие тогда в местной администрации; чтобы мы поняли: за мифом об американской мечте стоит безумие (Филатов смотрит на всех этих персонажей, особенно под конец фильма, как на обитателей дурдома!)
Так значит есть они — герои сегодняшних дней. Только нет для них зеркала.
#русскаяидея
#русская_философия #историософия #герой
110524-Улан-Удэ-БРОДРФ