Как городу стать местом встречи культур? Ташкент, Стамбул, Улан-Удэ?

Интересно, каким комплексом качеств должен обладать город, чтобы стать местом встречи культур? Судить придется по немногим городам в мире, которых без особых натяжек можно назвать такими местами: Стамбул, Ташкент, возможно Гонконг…

Интересно, каким комплексом качеств должен обладать город, чтобы стать местом встречи культур?

Судить придется по немногим городам в мире, которых без особых натяжек можно назвать такими местами: Стамбул, Ташкент, возможно Гонконг…

Итак, одна из сторон встречи должна быть европейской. Другая — не просто представителем иной неевропейской культуры. Эта культура должна быть древневосточной (что сразу делает ее старше любой европейской) и оседло-земледельческой, с развитой исконной городской культурой. Поэтому такие города как Алма-Ата или Кейптаун отпадают.

А русскую культуру 19 века можно назвать европейской. Будучи евразийской по сути, после Петра Первого она стала поверхностно европейской — со всеми ее хрустами французских булок и вальсами Шуберта, – и потому чуждой для русского мещанина или крестьянина. Искусственный проект Петербургской империи потерпел крах 100 лет назад из-за оторванности властей и интеллигенции от корней народа.

И присоединение Туркестана(Средней Азии) к России в конце 19 века можно назвать европейской колонизацией (в отличие от освоения Сибири, начатого еще допетровскими землепроходцами-казаками в 16-17 веках).

Высокой степенью сопротивления европейской культуре (а, следовательно, и возможностью встречи и синтеза) обладают арабо-персидская культура (Баку, Ташкент) и дальневосточная — китайско-буддийская (по вышеизложенной причине древности земледельческого уклада и надстроенной над ним древней городской культурой).

Подлинным местом встречи культур была в 18-19 веках Кяхта. Торговля чаем и прочими товарами сделала приграничный город сибирской Венецией.
Итак, там встретились: высокая русско-европейская культура Кяхты того времени: купцы-меценаты. И китайские купцы с их менталитетом многотысячелетнего Китая.

А рядом с теми и другими -номады: бурятские и монгольские кочевники. То есть это место встречи трех миров.

Время прошло, постройка Транссиба, отделение Монголии от Китая уменьшили значимость Кяхты как Чайного пути.

На карте мира кроме Стамбула и Ташкента, есть еще подобные города, где сходятся Восток и Запад (почти по Киплингу, или вернее, вопреки его строкам): Баку, наверняка Ашхабад, может быть Казань, в каком-то смысле (скорее географическом) – Екатеринбург.

Ну и конечно, Улан-Удэ… Азия и Европа здесь вполне зримо сходятся — за тысячи километров к востоку от формальной границы миров, проходящей по Уралу и Каспию. Это есть следствие экспансии европейской цивилизации. Впрочем, она видна практически по всему миру в той или иной степени, ибо мировая цивилизация и есть европейская по своему происхождению. Так что Токио и Сеул вполне в каком-то смысле европейские (точнее модернизированные) города, и даже Нью-Дели(что видно даже по названию новой части Дели, заложенной англичанами).

Современный российский ученый из ВШЭ Л.С.Васильев написал монографию, где привёл свой анализ процессов модернизации восточных (смешанных и переходных обществ) – «Эволюция общества. Типы общества и их трансформация».

Но вспомним: синтез приводит к обретению нового качества, не сводящегося к механическому слиянию прежних двух.

Город Улан-Удэ можно было бы презентовать как почти единственный в России город встречи буддийской цивилизации с русской. Но среди бурят Забайкалья буддизм распространился, в основном, в течение 19 века. А жившие здесь 2 тыс. лет назад гунны уж точно не были буддистами, а скорей всего – шаманистами-тенгрианцами. И понятие городской культуры гуннам было известно. Так что вопрос сложен. Бытие города гуннов фактически в городской черте столицы Бурятии, говорит, что нашему городу и в самом деле две тысячи лет…

Новости «Пролога»