Как создают мифы? Сказка о космосе

Взамен первопроходцев, осваивавших новые земли, героями дня стали космонавты: и реальные , летавшие на орбите Земли (недаром мы тогда знали фамилии очередных пилотов станции «Мир»), и из недалёкого, как тогда казалось, будущего, когда земляне ринутся в дальний космос, осваивать Галактику.

Советская фантастика отражала советский и русский миф о Космосе.

Взамен первопроходцев, осваивавших новые земли, героями дня стали космонавты: и реальные , летавшие на орбите Земли (недаром мы тогда знали фамилии очередных пилотов станции «Мир»), и из недалёкого, как тогда казалось, будущего, когда земляне ринутся в дальний космос, осваивать Галактику.

Как писал еще в 2000-е гг. Максим Калашников в публицистических бестселлерах, с 1970-х развитие Земли было приторможено, мы отказались от покорения дальнего космоса.

Несбыточность мечтаний выражена даже в таком фильме как «Москва Кассиопея», где подростки летят к дальней экзопланете путем буквально волшебных допущений (с помощью ИОО — Иннокентия Смоктуновского), нарочито появлющегося как пришелец из иного мира в старинном галстуке и с манерами аристократа.

Его появление как сон, когда заканчивается неудачей реалистичная часть истории. Учёного Сергея Филатова рассматривавшего проект космолёта , созданного пионером Середой, не оказалось дома, но в его под’езде два было отчаявшихся подростка видят ИОО под нежданные взрывы фейерверков…

Герой Смоктуновского и наставляет двух юных героев стать покорителями космоса, даже сняв с Виктора Середы очки ( и видимо, попутно исцелив ему зрение) под патетичные звуки музыки, навевающей мысли о героях дальних космических трасс…

Возможно его образ сродни Богоматери из произведений Владимира Щербакова. Суть концепции этого публициста и фантаста в том, что полноценно общаться между собой могут лишь цивилизации примерно одного уровня. А для контакта с нами неизмеримо более высокие силы посылают вот таких переговорщиков, нарушающих законы физики и вообще здравого смысла.

Высшая цивилизация в виде женщины явилась и самому писателю в детстве, она спасла его с лесу, что он отобразил в романе «Семь стихий». В одноменной экранизации (1985) также показан момент спасения мальчика и дальнейшие его встречи с этой женщиной, уже взрослым…
Так, даже во вполне с внешнего взгляда научно-фантастических произведениях мы видим черты сказочности.

Без сказочных приемов никуда, недаром без героя Смоктуновского «Москва- Кассиопея» не была бы собой.

А тут и до понятия Мифа рукой подать.

Элементы мифа позволяли нашим сценаристам сделать невозможное и, преодолев оковы научной фантастики (на то она и научная!) все же послать людей к звездам.

А ведь в этом и проявлялось неосознанное для советских атеистов стремление подняться выше, устремив дух в мир горний.

Об ИОО разбор https://dzen.ru/a/Xo9auI6bYlR-d_q9

P.S.
Интересно, что миф о космосе действительно миф. Нереально достичь звезд имеющимися технологиями, что и показано в фильме Москва Кассиопея, где введены очень сказочные допущения, чтобы отправить подростков в полет в дальний космос: то мальчик проект космолёта представил, то вот космолёт уже готовый, по нему экскурсию водят, а ведь и года не прошло, героям все еще по 13 лет…

Ссылка о Москва-Кассиопее, где прямо сказано, что фильм превращается в миф https://zina-korzina.livejournal.com/298….

«Космос и космизм: гибель и возрождение русской идеи?»

Есть понятие русский космос.

Неслучайно схождение двух понятий космоса: духовной сферы бытия и космических исследований материального мира с перспективой полетов к звездам.

Считается, что советский проект был немыслим без крупных проектов: вначале ГОЭЛРО, индустриализация, целина, БАМ, покорение космоса, несостоявшийся проект переброски северных рек в Казахстан, впрочем и космос только начали покорять, не дали ход многоразовым космолетам Лоино-Лозинского. Заглох и проект экранопланов.

Часть этих проектов( особенно космос) уже вошли в советский миф: гордость за то, что мы впереди планеты всей.

А затем крах всего и вся… И только люди искусства а современной России ( как когда-то Аполлинарий на обломках Римской империи) грустят о былом величии советской империи.

Или вот картина автора канала https://t.me/ByzantineRadar/232
«Йормала»///дерево, темпера, поталь///100х75см///2023г.

В картине соединено духовное, религиозное — с передовой наукой: космонавты с иконописными ликами https://t.me/rodrfburyatia/2528?single

Христианское смирение во взгляде космолетчиков.

И не случайно.

Эта команда космонавтов из произведений Ивана Ефремова готовится совершить погружение в черную дыру. Естественно, без особой надежды на возвращение.

Смирение с судьбой, жертвенность во имя идеи. Святые мученики. Вот оно, точка схождения космоса как духовного понятия и и космоса научно- фантастического! Русский ( советский) космизм -аккурат в обоих значениях слова космос!

И не случайно художники сближают как-будто разнородные и на первый взгляд бесконечно далекие друг от друга понятия религии и космоса, научно-технического прогресса и Традиции. Вот как пишет автор статьи «Через Иронию к звёздам» о советских космических фильмах:
«Дилогия о Кассиопее, и развивающий ее мотивы «Через тернии к звездам» сняты в своеобразном фресочном стиле: персонажи застывают в героических позах, смотрят в камеру, произнося громкие фразы; кадр часто напоминает едва ли не икону».https://www.kommersant.ru/doc/6339235

#русскаяидея
#русская_философия#миф#космос#москва_кассиопея

130424-Улан-Удэ-БРОДРФ

О К. Циолковском и о В. Щербакове:
«От света идем и к свету придем»
https://t.me/rodrfburyatia/3377

Русский космос https://t.me/rodrfburyatia/3456

Новости «Пролога»