Одежда старух стала не только у старух

Когда-то Эдуард Лимонов написал эссе «Откуда берутся старухи», сетуя на традиции одежды в России, согласно которым старики и особенно старухи одеваются в свою стариковскую одежду, в отличие от Запада.

Лимонов сделал это наблюдение, сравнивая 1960 –  1980-е годы. Тогда была другая мода.

А треть века спустя, к 2000-м годам утвердился полуспортивный стиль в одежде у всех возрастов, нивелировавший также различия и по половому признаку. Это стиль вошел в широкое употребление у разных социальных групп и при любых их занятиях — далеко не только при активном отдыхе, физической работе и спорте, но и на офисной работе, учебе и даже в праздники. Вначале девушки (в России со второй половины 1990-х годов), а потом и женщины стали носить джинсы и прочие штаны.

И вот здесь нас подстерегала загадка. Все нулевые и десятые годы для «старух»- как выражался Лимонов, появился свой стиль одежды – отличный как от прежнего дореволюционного и советского (с платками на голове), так и от молодёжного стиля. То есть, в период 2000-х – 2010-х гг. женщины возрастом примерно по 50 лет носили обтягивающие джинсы и штаны, а в пожилом и особенно пенсионерки прочно перешли к десятым годам на штаны – на широкие штаны, по общему покрою схожие с мужскими классическими брюками.

Помнится миниатюра «Страшный сон Александра Реввы», где Ревву окружают старухи (за то, что он имитировал в скетчах Комеди-клаба старушечий голос) и щиплют… Так вот, это было где-то начало 2010-х годов, и все пенсионерки на сцене той передачи были уже одеты в брюки мужского покроя.

То есть, сменившись на штаны, женская мода по-прежнему выделяя старух в отдельную категорию – в отдельную «резервацию».

Но с 2020 года, сперва у девушек-подростков мода сменилась на широкие джинсы и штаны. Свободный покрой штанов стал модным. Эта мода распространилась и на молодых женщин и существует вперемешку с прежними обтягивающими женскими штанами.

Итак, молодые женщины почти сравнялись со старыми в плане ширины штанов. Все стали старухами?

Лимонов в свое время был недоволен – приехав в поздний СССР времён перестройки, он увидел всё тех же старух в платках. Я помню Улан-Удэ 2005 года. Тогда, в начале сентября я ехал в трамвае около остановки «Кинотеатр Октябрь»и записал в блокнот мысль на основе наблюдения людей на улицах и в транспорте: «Что за эпоха! Смешение старого и нового». Под этим смешением я имел ввиду одежду на женщинах: среди пассажиров рядом присутствовали пенсионерки в платках (за дореволюционный крестьянский внешний вид которых и критиковал Лимонов за полтора десятка лет до того) и современные женщины в том числе и пожилые в штанах и кепи.

Теперь же, к 2020-м годам, старух в платках и платьях практически не встретишь.

Разного рода джинсы, штаны часто серые, потертве и широкие как для подростков. Всё привелось к одному знаментаелю.

И это не означает, что исчезла одежда для старух. Нет, она не исчезла, а расширилась и поглотила все остальные возраста. В асексуальную, уже полностью неженственную одежду одеты все женщины от детского до старческого возраста.

Над населением Земли с помощью все более неадекватно моды проводят эксперимент по принципу: схавает ли пипл ещё более безумную  фишку, заглотит ли быдло очередную безвкусную вещь?

Лет 20 назад кто-то писал, что модельеры имеют нестандартную ориентацию, потому внедрили стиль унисекс: «Сейчас девушка считается сексуальной, если выглядит как мальчик лет 13-ти». Но в те нулевые годы девушки носили обтягивающие штаны, что зачастую даже более сексуально, чем юбки, даже короткие.

Теперь воиствующая асексуальность режет каждый день глаза, широкие штаны полностью скрывают формы.

Увлекающиеся модой забывают, что в моде обычно присутствует не один стиль – праллано там несколько, в том числе классический, деловой и так далее, которые имеют свои изменяемые модой параметры (длина платьев или ширина лацканов пиджаков). Но сейчас в полуспортивный стиль одеты женщины не только на повседневную жизнь (работу и учебу), но и на праздники, на официальные мероприятия.

Унификация пришла – теперь женская одежда принципиально не отличается  от мужской. Не делится она и на возраста (пенсионерки и пенсионеры ходят в футболках и джинсах).

Нет цветовой дифференциации штанов ни по социальному положению, ни по половому, ни по возрастному, ни даже по смене видов работы/отдыха — в качестве выходной одежды используется по виду рабочая и спортивная. На концерты, на праздники, не говоря об учебе и работе носят штаны, джинсы, бриджи, шорты.

Блузок почти нет, одни футболки у девушек и женщин любого возрастта. А девочки-подростки ходят в широких штанах с накладными карманами — ничем не отличающиеся от мужских рабочих или походно-военных штанов – для лесорубов или для охоты. Это такая мода у девушек с 2020 года неожиданно сомкнулась с широкими брюками пенсионерок, бытующая с первого десятилетия 22 века — с 2000-х.

Итак, единый стиль для всех возрастов, полов, сфер деятельтост. По одежде теперь нет полов, возрастов, профессий – на работу в офисе, ходят как будто собрались на физический труд загородом –на картошку или строительство. Это и праздничная одежда.

Ещё все носят футболки навыпуск (в 1980-е 1990-е их носили обычно заправляя в штаны). На самом деле так носить — не мода, стилисты говорят, что био неправильно, навыпу у визуально укорачивает ноги женщин. Навыпуск добавляет расхристанный вид и без того неформальной футболке.

Мода (женская) обычно была направлена на усиление или подчеркивание жетсвенности или даже секусуальности. Были разные способы выражения этой женственности – от скромных сарафонов крестьянок или декольте у дворянок 19 века; до обтягивающих блузок – (как писал В. Ян в своих этнографических наблюдениях жизни русского народа в конце 19 века), затем с 1920-х голов – до укорачивания длины юбок и платьев…

К 20 –ым годам XXI века модной стало асекусальная одежда – «балахоны»: те же широкие штаны, иногда даже рабочего вида с накладными карманами; широкие куртки оверсайз и т.д. Балахонистая одежда скрывает все женские особенности женщин.

Т.е. мода перестала выражать свою главную суть – женственность или сексуальность женщин. Мода перестала быть модной – можно придти к такому парадоксальному заключению. А также мода перестала различаться по роду деятельности ее последователей, — перестала отличать одну сферу деятельности от другой, одну социальную группу от другой.

Итак, балахонистый стиль девушек-подростков, приблизил их к старухам, которые, как отмечено выше, с 2000-х годов стали ходить в брюках, сшитых по крою мужским – в то время как девушки и женщины средних лет (с тех же по примерно лет, чуть раньше) стали носить обтягивающие джинсы и узкие штаны.

 Причем балахоны – это именно черта подростков женского пола до двадцати  лет примерно. Их верх и штаны еще более широкие, чем у пенсионерок.

Раньше именно мода девушек-подростков была наиболее сексуальной, сейчас наоборот – наименее сексуальная (точнее, подчёркнуто асексуальная, поскольку сексуальности и вообще привлекательности там даже не минимум, а вообще нет). Раньше, когда старшие критиковали молодежь за вызывающий вид те обижались, но их можно было понять. Теперь, когда кто-то в интернете в форумах заводит наболевшую тему, что девушки стали одеваться как пенсионерки в балахоны, большинство комментариев отрицательные к автору темы, они такие наблюдение поему –то воспринимают как личное оскорбление (хотя наоборот, небрежный расхристанный вид в балахонах оскорбляет всех окружающих, все-таки в общественных местах ходят, а не на лечение или рыбалку). Хотя обида на такую критику конечно бессмысленна. Если раньше обида была понятна, ведь в подростковом возрасте пробуждается половое влечение, то естественно его как-то подчеркивать одеждой, а не скрывать. А облачение в асексуальную одежду обусловлено только модой, но никак не связано с половым созреванием (когда ребенок превращается в женщину), а противостоит ему, скорее сами девушки должны были противостоять тендженции в моде на балахоны, ведь у нас даже не Иран, где женщин с зеленой революции 1979 года заставляют ходить в одежде, скрывающей женственность. Теперь понятно, что слепое подражание похлеще госуказов.

Мода и раньше удивляла бессмысленностью отдельных элементов (всё же в том или ином виде женственность она подчеркивала!). Но теперь, с начала 2020-х годов, весь ее базовый стиль целиком стал бессмысленен, это голая чистая мода, без привязки к истинным потребностям человека, особенно женщины — казаться красивой.

Вот ниже история из канала в телегррамме.  Похожа на выдуманную, но видимо кому-то надоело видеть балахоны на подростках:

«Выгляжу на свои 29. Не крашусь из-за аллергии, а после операции хожу в свободном балахоне и широких штанах, чтобы на шрамы не давило. Зашла за подарком брату-подростку в модный магазин, где были две девочки лет 13-14. Говорили громко, одну звали Оля. Случайно задела эту Олю, кружилась голова от таблеток, извинилась, но она устроила истерику: на весь магазин осудила мою «тщетную попытку выглядеть моложе». Строго сказала, что мы с её мамой учились вместе, и я всё ей расскажу. Попросила прощения».

P.S.

Несколько лет назад, еще в 2019 году в статье «Откуда снова появились старухи?»я уже опубликовал свои впечатления от сопоставления эссе Эдуарда Лимонова «Откуда берутся старухи» (которое он написал в 1990-е) – с реальностью десятых годов двацать первого века. Основной негатив статьи был относительно той же категории населения, что и у Лимонова – к старухам т.к. они в смысле отдельной выделяющей их одежды появились опять. Но в целом она не была столь критичной к остальным возрастным категориям женщин.

Теперь жизнь за считанные годы сделала крутой вираж, в том числе и в одежде. Но статью менять не стал, пусть она останется памятником состоянию дел к 2010-м годам. В той статье, хотя и видел очевидную деградацию женственности, все же отмечал ее положительные черты, пусть и вульгарную, но сексуальность обтягивающих джинс и штанов. Теперь же девушки догнали старух в плане подчеркнутой асексуальности широких штанов и балахонов.

В целом наблюдается не мода, а полное небрежение внешним видом, люди в городе в офисе и на прогулку налевают футболки и кроссовки, будто не во что больше одеться, как американские безработные из гетто.

Неформальный стиль стал далеко только не у неформалов.

Откуда снова появились старухи

 В лекции «Откуда берутся старухи» из своей книги «Другая Россия» Эдуард Лимонов выражал искреннее презрение и устрашение видом наших российских стариков, в особенности, старух. Суть его памфлета в том, что российским обществом правит во многом адат (термин кавказских народов) — комплекс традиций, уходящих в глубину веков, заставляющий людей по достижении определенного возраста надевать стариковскую одежду. Писателя поразило наблюдение: приехав в 1989 году в СССР, он увидел как будто тех же старух, что и в момент отъезда в 70-е, словно они перенеслись в машине времени на 15 лет вперед, не изменив своей стариковской одежды. Конечно, те старики семидесятых к концу перестройки почти все уже вымерли, но какая-то сила (уклад народа) напялила на них одежды прошлых поколений: платки, длиннополые невыразительные платья и пальто т. д. Ведь в молодости они одевались по-другому! Но к старости надели как по мановению волшебной палочки одежду времен Сталина, даже раньше — времен революции и даже XIX века. Ведь за границей, замечает Лимонов, старики разных десятилетий — разные! И выражение лиц у них другое! А у нас хмурые лица старух, точно такие же, как в годы их юности у их бабушек, слушавших сводки Совинформбюро или страдавших от коллективизации и прочих бедствий того страшного времени.

Фото из семейного архива Щербаковых по кликушке Сургучевых. Предположительно на фото изображена сестра рузской мещанки Степаниды Петровны Чуваевой, урож. Кармалиной со своими внуками. г. Руза, начало XX века. (Источник: https://www.pinterest.ru)

В 80-е я ребёнком воспринимал их как данность — тех старух в длиннополых юбках и платьях с народно-трагическими платками, наглухо завязанными под подбородком — летом в ситцевых платках, зимой в шерстяных серых шалях, перетянутых тем же манером на голове и плечах… в 90-е — примерно также, хотя поколения уже заметно провернулись на неумолимом колесе жизни. Будучи уже взрослым, я понимал нежелание женщин средних лет становится старухами… И как будто в одежде на тот момент это казалось легко предотвратить, избавиться от векового ярма крестьянства, этой народности, традиции. От адата. Но.. большинство постаревших женщин к 10-м годам двадцать первого века снова дали себя закабалить алой буквой* отверженности… но не буду забегать вперед, об этом чуть позже.

Наступили двухтысячные годы, имею в виду первое их десятилетие, называемое также нулевыми. Среднему поколению было уже немного 50 — тоже средний возраст, но какой-то не такой…

Итак, в начале 2000-х я уже удивлялся своему же наблюдению: в трамваях и на улицах еще в великом множестве встречались старухи в платках! Я поражался, когда же они сменятся более современным поколением женщин, чье время молодости пришлось на более продвинутые послевоенные десятилетия, которые даже выйдя на пенсию будут следить за собой, нося современные прически, стрижки и т. д.? И не позволят надеть на себя народные платочки, дошедшие сквозь катастрофическую первую половину ХХ века из многовековой Руси. Ведь время уже подошло, вон они — пожилые женщины в автобусах и трамваях, в своих стрижках и крашеных волосах, все эти бухгалтерши и кассирши, и прочие предпенсионные женщины подпирали снизу поколение старух. Это «девчонки 70-х годов», или там 60-х — дети тех патриархальных людей, пусть и искореженных социальными бурями, но оставшихся деревенскими. Но дети-то их — уже пожилые, — выросли в стабильные позднесоветские годы с повсеместным доступом к ТВ и кино, к газетам и журналам. Вот-вот закончится засилье (или самозасилье) патриархального быта, выделявшее стариков в касту неприкасаемых, когда те почему-то шли на добровольную свою дискриминацию…

И вот свершилось. К концу десятых годов XXI века прежних старух встретишь уже крайне редко — в платках и длинных бесцветных юбках, толстых шерстяных чулках. На первый взгляд их уже нет.

Но одеты ли пожилые женщины так, чтобы естественно продолжать одежду молодых возрастов? В штаны — да, одеты! Пенсионерки вслед за прочими женщинами стали постоянно и повсеместно носить штаны. Но штаны-то старушечьи: отнюдь не те узкие джинсы молодых и средних женщин — нет. Это широкие штаны, нередко, сшитые практически как мужские классические брюки — иногда даже со стрелками!

Такая перемена в одежде пенсионерок отчасти объясняется тем, что даже 80-летних старушенций-одуванчиков их внуки переодели в штаны.

Но эта перемена произошла в рамках общей маскулинизации и эмансипации женской моды. И даже не в рамках ее, ведь штаны старух совершенно иного рода, чем сексуальные обтягивающие джинсы, леггинсы и прочие штанишки молодых поколений женщин. Это отдельная тема для разговора, почему все женщины от девочек до старух перешли на штаны (джинсы там, или шорты). На моих глазах с середины 90-х постепенно, но довольно быстро этот процесс охватил все возраста женщин. Но суть в том, что старухи все равно именно этими штанами и отличаются от прочих женщин!

Они — старухи — опять надели чисто стариковскую одежду, пусть внешне она уже совершенно другая. Но по-прежнему иная, чем у молодых женщин! Адат снова победил!

Старухи как некая каста, как некая возрастная резервация опять самовоспроизвелись.

Так что слова Лимонова, что эстафета стариковства передаётся из поколения в поколение, более чем правдивы: они нашли подтверждение на новом уровне!

…Иногда это просто широкие штаны — часто черные. Иногда — цветастые и тоже широкие, будто специально придуманные, чтобы высмеять их носительниц как клоунов. У старух они широкие, чтобы дать знать окружающим, что на себе как на женщинах они поставили крест. Если обтягивающие джинсы девушек и женщин — современная модификация их привлекательности, новый вариант женственности, подчёркивающий их формы и изящество фигуры, то широкие штаны скрывают всё это. У пожилых теток штаны подчёркивают лишь, что они старухи и бесполезны для деторождения и всему, что этому предшествует. На хрена? Могли бы и в длинных и широких юбках ходить, которые конечно тоже всё скрывают, но не вызывают ассоциаций с мужской одеждой. Это же издевательство над пожилыми женщинами — облачать их в мужскую одежду. Когда-то в войске Чингисхана трусливых воинов заставляли надевать женскую одежду. Рядиться в одежду другого пола можно лишь для смеха или в наказание. Никак иначе.

Кто такую моду выдумал, если она и не молодежная в своих истоках даже? Нельзя объяснить эти клятые широкие штаны только лишь засильем одежды для молодых на рынках, несовершенством рыночной системы в России, когда челноки (розничные продавцы) вынуждены покупать у оптовиков девичьи джинсы и штаны — ну не носят старухи их, а специально другие штаны!

«Мы уже не женщины, а вроде как мужчины» — вопиёт их внешний вид. А на кой черт вы тогда вообще нужны?», — невольно напрашивается вопрос. Мужчин и без вас хватает. А женщина всегда должна выглядеть женщиной. Может, и не выпячивая свою женственность, но и не раздражая окружающих полным ее отрицанием, кричащей асексуальностью, прикидом «под мужчин»; ведь это тупик, мужчинами им все равно не стать, даже отчасти»! Одеваться-то можно скромно, но достоинством!

Так, что не стоит кивать головой, мол, наконец-то пенсионных возрастов достигли женщины, кто желает и в старости ходить в модной или просто в приличной достойной одежде. Ни фига не желают! «Это не горожанки, это не пенсионерки, достигшие почтенного возраста и заслуженной пенсии» — кричит их маскулинная одежда; внешним видом своим они перечёркивают свою жизнь в качестве женщины, все заслуги. А напоминают современные старухи скорее клоунов-неудачников — такую несмешную пародию не на женщин даже, а на мужчин. Они подчёркивают свою «стариковость». Отчасти это процессы физиологии такие, старения организма, недаром лучше всего пародировать старух удается мужчинам — от дуэта с Маврой Ильиничной в платках до Новых русских бабок, до Александра Реввы, чей голос более всех пародистов напоминает старушечий. Женщине так не сымитировать голос своих старших коллег по полу, как мужчине.

Но эти печальные возрастные изменения, эту физиологию не стоит подчёркивать еще и внешним видом («Да, мы уже все равно что мужчины, носим брюки»), что вызывает недоумение псевдомужским прикидом.

Прежний адат с многовековыми русскими платками, завязанными под подбородком, был мрачен, но не претендовал на внешность другого пола. Он не был кричащим — этот старый стиль одежды старух. Он просто выделял их в возрастную резервацию. А современная модификация адата даже хуже — сильнее выпячивает их ненужность и нелепость, не только определяет пожилых женщин в старух, но и смеётся над ними…

А по поводу того, почему женщины перешли на штаны: во многом это следствие товарного несовершенства рынков России. Именно молодежным стилем закиданы прилавки рынков и бутиков — в нашей стране, отошедшей от гос. магазинов в в 90-е годы на дешёвые рынки с турецкой и китайской одеждой. Челноки и прочие перекупщики одежды, залетая на оптовые базы, быстро берут то, что лежит на самом виду — то есть молодежную одежду. Отсюда короткие куртки на немолодых женщинах — вместо плащей, отсюда — штаны и джинсы, негармонично смотрящиеся на женщинах солидных средних возрастов.

Вот толк такая одежда более менее подходит девочкам подросткам — и то их уличной не вполне благополучной части — «пацанкам», которым наплевать (временно, в виду переходного возраста) на женственность. И уже девушка постарше, студентка, по сути, не должны залезать в джинсы каждый день на учебу или на прогулку — ведь надо быть взрослее.

Что же говорить про женщин, которым в виду возрастных изменений в телосложении противопоказано, по крайней мере с эстетической точки зрения, надевать штаны и особенно джинсы, сжимающие их в бедрах, в тазу.

По поводу того, что все возрастные слои женщин захлестнула мода на штаны как следствие преобладания молодежного стиля в одежде я уже писал в своем эссе  Будущее в дизель и киберпанке — в контексте того, что по словам философа Александра Панарина, молодежи нет место в современном обществе: в обществе постмодерна для нее отсутствуют реальные привилегии.  Но я в эссе добавил к этому то, что парадоксальным образом молодежный стиль одежды стал очень популярным и захватил разные социальные и возрастные слои населения — вплоть до пожилого возраста.

На следующий день после написания этого эссе про старух, мне пришла в голову мысль: Резервация для старух в виде спецодежды в чистом виде появилась лишь в XXI веке!

А до этого разница в одежде старшего поколения вызывалась естественными причинами — отставанием возрастных слоев от быстрой модернизации общества.

На протяжении ХХ века, особенно его советской эпохи, когда примерно с 30 годов современная европейская мода проникла во все слои населения, даже в крестьянские, также шла индустриализация и массовое переселение в города.

Вспомним, что т. н. одежда адата: якобы старушечья — была когда-то носима всеми возрастами крестьянского и мещанского населения России! Эти платочки на голове, их носили даже девочки. Это дореволюционная Россия.

И естественно, старухи продолжали ходить в одежде, проверенной веками, в то время как более молодые носили уже современную одежду (современную на момент 50-х или 80-х годов). Странно лишь, что как заметил Лимонов, молодежь 30-х или 50- годов, достигнув определённого возраста, надевала «одежду адата». Но такой стиль одежды не был изначально «возрастной резервацией». Это веками сложившийся костюм русской крестьянки. Так что старушечий костюм, на который сетовал Эдуард Лимонов в книге 2002 года — был мнимо старушечьим. Это различие в одежде между поколениями было временной задержкой. А в XXI веке для сразу специально стали шить брюки и широкие штаны. Вот тут и наступила настоящая резервация для старух Новый Адат, похлеще прежнего!

Правда стоит заметить, что в конце 90-х — начале 2000-х сложилась возрастная трехступенчатая система: женщины средних возрастов продолжали ходить в классической официальном костюме (платье или юбка с блузкой), девушки уже многие перешли на джинсы или штаны, а старухи еще в ходили в той же традиции, в русском адате.

А в 10-е годы иная картина. Даже девочки лет 10-12 подражают взрослым девушкам, носят как сказали с одном статье «сексуальную одежду». Там не было сказано что именно, но явно имелись в виду обтягивающие джинсы, а не мини-юбки, ставшие достоянием прошлого, 90-х годов. Ведь юбок в повседневной одежде, особенно у девушек-подростков тотально не найдёшь (не считая школьной формы) — джинсы и футболки, да ногах спортивная обувь, а то и кроссовки. И такая небрежная одежда (а к 2019 еще и рваные джинсы и джинсовые куртки) у всех возрастов женщин вплоть до среднего и пожилого.

Обтягивающие джинсы можно встретить у женщин вплоть до предпенсионного возраста, примерно до 50. Редко носят широкие штаны девушки или женщины — они достояние пенсионерок.

Вот она деградация России, стремление к непривлекательности, неопрятности! — По сути то же, что и раньше, все эти старухи в стариковских платьях и платках, только теперь они носят словно по чьей-то злой прихоти то клетчатые брюки, то полосатые штаны как у канониров эпохи Наполеоновских войн, то провисающие штанишки, пошитые из пестрой как для младенцев ткани. И у не таких старых женщин встречаются подобные шутовские наряды.

* Реминисценция из повести «Алая буква» американского писателя XIX века Натаниеля Готорна. В XVII веке в голландской колонии в Северной Америке (на месте будущего штата Нью-Йорк) в поселении кальвинистов (отличавшихся высокоморальными аскетичными нормами жизни), женщина, родившая ребенка без мужа (что считалось большим грехом), носила на одежде алую букву, указывавшую на ее позор и отверженность. Кстати, словно в насмешку над европейским «адатом» и вообще над религией, отцом ее ребенка оказался главный религиозный проповедник поселения…

Новости «Пролога»