Ещё в средневековье бродячие мудрецы предлагали желающему за деньги вообразить город, где все дома, улицы — есть разные науки.
Есть в этом многое от синестезии — когда речь зашла про «ожившие» философские понятия.
Итак, визуализация, в т.ч.картирование.
Близко к этому сказочное олицетворение отвлеченных понятий.
Например, в философском фильме «Приключения Арслана» два персонажа называются Голод и Страх.
Это живые мужчины, но одновременно — олицетворение отвлеченных понятий.
А начинается фильм с борьбы женщины Сарыаджал — олицетворения Власти и волшебника Карашаха — Жадности (которые кроме того ещё иногда животные — сколопендра и скорпион).
Помню в одном из эссе я назвал Карашаха — «жутковатое мистическое полуголое существо».
А вот Сарыажал вполне себе красавица(только почему-то не арабо- персидского, а тюрко-монголоидного вида), почему-то одетая как гламурная артистка 1980-х.
Имя Сарыажал означает Жёлтая смерть, ну и Карашах- Черный шах.
Итак, Жёлтая смерть сколопендра — Власть и черный повелитель скорпион — Жадность. Именно Жадность повелевает Голодом и Страхом, более похожим на дехкан, что не случайно — для земледельцев неурожай, засуха более фатальны, чем для мобильных кочевников, могущих откочевать от смерти. Зерновые культуры -способ удерживать во власти (книга «Против зерна» Уильяма Скотта).
А кочевая знать (в лице азиатки Сарыажал) повелевала сартами и персами веками. Кроме того Карашах- исполнял судебные функции, что говорит о , поистине, кин-дза-дзавской государственности: предлагает плату за «справедливое» решение суда. Эцилоп, ходячий судья Дредд.
С культурно-исторических позиций все опять-таки сходится: кочевой мир тюрко-монгольских кочевников Степи враждовал с миром ираноязычных дехкан и близких им отюреченных персов(сартов).
При этом они мутировали в симбиоз: тюркская знать (в лице красавицы Сарыаджал) повелевала, а на местах исполняли судебную власть иранцы или отюреченые иранцы — сарты (Карашах), с помощью Голода и Страха держа в подчинении таджиков (персов Средней Азии), сартов и оседающих тюркских и монгольских кочевников (мальчик-сирота Арслан), сохранивший кстати, аутентичный облик кочевника.
Процесс, аналогичный социальному расслоению германских варваров на бывших территориях Западной Римской империи. Племенная верхушка становится аристократами, а большая часть рядовых общинников — их зависимыми крестьянами, сливаясь с местным населением.
Вернёмся к основой теме очеловеченных отвлеченных понятий. Такие умозрительные понятия персонифицируются в фантастике или сказке.
Вещь — есть скрытое или оккультное свойство знака. Так что произнести слово — значит сделать мысль существующей, пишет Е.-Х. Цыбикжапова в своей монографии «Космическая эволюция в героическом эпосе Гэсэр».
Сходные ожившие вещи на Земле будущего есть у советского фантаста Геннадия Гора в романе «Изваяние»: знаки обладают сознанием, а отдельные из них могут совершать путешествия во времени, называемые прочтением книг.
Так, Офелия — это девушка-книга. Возможно это персонифицированные силы Природы, подобные античным богам, либо ожившие философские понятия, универсалии.
https://dzen.ru/a/YGvaGnTcdENrynZY
https://t.me/rodrfburyatia/2023
#карта #метафора #Русская_философия #онтология