Site icon «Пролог» культурная соцсеть

Парчовые туфли для девочки из цирка, который уехал

Автор: Максим Левобережных

Хорошо помню, как в старшем дошкольном возрасте я по телевизору видел детский фильм о мальчике- сапожнике, добром негре из цирка и девочке-кататаходке, в которую был влюблен мальчик в дореволюционном российском городе. Силач ходил в жилетке на улице летнего города.

Помню со мной смотрела бабушка и спрашивала маму: знает ли она и назвала негра по имени.

А потом мальчик сильно заболел, лица людей в форменной одежде окружили его в бредовых видениях.
Когда мальчик очнулся, наступила осень, цирк уехал, ветер теребит и несёт по улице обрывки афиш..

Мальчик заходит в магазин и покупает у приказчика рулон ткани парча. А потом обивает туфельки этой парчой. Садится в поезд и везет их к девочке в другой город, ведь цирк уехал. Мальчик сидит у окна в поезде, заглядывает в мешок видит красивые туфли, обитые темной парчой с мерцающими как звезды блесками, и довольный, едет дальше.

В сентябре 2024 г. я набрал запрос с ключевым словами о фильме (примерно так как в заголовке) в интернет-поиске и вышли ответы на вопрос в мэйле.ру 11-летней давности. Там уже до меня искали этот фильм — были похожие запросы.

Оказалось фильм детства носит название «Волшебный круг», снят в 1970-е годы и город там Одесса.

«Волшебный круг» — первый из двух фильмов об Артёмке Загоруйко, созданный на основе книг писателя-педагога Ивана Дмитриевича Василенко. А циркача-негра зовут Чамберс Пепс. Продолжение фильма — «Золотые туфельки» — о повзрослевших героях в гражданскую войну.

А вообще у писателя о мальчике Артемке написан цикл произведений: пять повестей созданы в разные годы — от 1937-го до 1958 г.

Фильм «Волшебный круг» снят по двум повестям: «Волшебная шкатулка» (1937) и «Артёмка в цирке» (1939). Книжный герой Артём Загоруйко полюбился читателя еще после выхода первой повести, так что писателю пришлось продолжить его историю в следующих повестях.

Причём, повесть «Артёмка в цирке» ранее в 1956 году уже экранизировалась (фильм «Приключения Артёмки»), но в той картине режиссёр далеко отошёл от оригинального текста, сделав упор на революционно-приключенческом развитии событий.

Сценарий же «Волшебного круга» Марины Марчуковой близок тексту источника.

Получился фильм о настоящей дружбе, о духовной симпатии двух подростков — мальчика нищего сапожника и девочки- циркачки.

В фильме 50-х девочка, в которую влюблен юный сапожник, выглядит обычной девочкой в платьице и с бантиками. А в экранизации 70-х она держится более величествено, как аристократка… И вроде бы тоже чуть старше как и Артёмка. Если в старой экранизации обоим героям по одиннадцать лет, то в «Волшебном круге» примерно по тринадцать.

Потому понятно и волнение, с которым Артемка решает изготовить девочке новые туфли для выступлений (а то она в цирке, по мнению мальчика, в слишком простеньких туфлях ходит по канату).

В более ранней экранизации пятидесятых «Приключения Артемки» главного героя играет мальчик потемнее, очень оживленно, и даже хорошо, даже почти никогда при такой манере игры, не переигрывает. А в «Волшебном круге» Артём меланхоличен или как сейчас сказали бы, аутичен. Впрочем именно мечательный образ как нельзя лучше подходит для детской романтической влюблённости…

Его сыграл Вадим Кузнецов.

Роль Ляси исполнила Елена Соколова — та самая воздушная акробатка, образ которой так любил вспомнать Артёмка.

А харизматичную роль доброго циркача Пепса — исполнил Эрминио де Соуза Оливейра. Он родился в Бразилии, в 1974-1978 годах, как иностранный студент, учился в режиссёрской мастерской Ю. П. Егорова. К сожалению, Эрминио уже нет в живых.

Светлый, искренний, добрый, чистый фильм — фильм детства…

Автор: Максим Левобережных

Exit mobile version