Переход в новую эпоху зависит от создания новых образов, осмысления реформ в Китае и мышления женщин

23 февраля в Москве прошел Круглый стол «Философия перехода в смену эпохи». Участники собрались также с помощью онлайн-подключения – вышли на круглый стол из других городов., в том числе из Улан-Удэ…

23 февраля в Москве прошел Круглый стол «Философия перехода в смену эпохи». Участники собрались также с помощью онлайн-подключения – вышли на круглый стол из других городов., в том числе из Улан-Удэ.

Назрела актуальность создания философии, объясняющей и предсказывающей сложные явления, присущие периоду смены эпох, в котором мы, всё человечество, сейчас находимся. Мы пытались с разных сторон, помощью данных разных наук, нащупать эти признаки смены эпох и начать разрабатывать философию перехода.

Интересны оказались тезисы Олега Георгиевича Бахтиярова (кстати, его книга «Воля над хаосом» выпущена Издательской Группой «Традиция»). Он изучает подходы к внеязыковым методам познания вплоть до медитационных практик, синестезии и т.д. (О.Г. Бахтияров –разработчик методики деконцентрации и работы с сознанием), но факт: оперируя понятиями, мы никуда от них не убежим.

Здесь и вспоминается фраза «Язык – Дом Бытия». Хотя, что именно понимать под этим, еще много споров – от физиков с Эффектом Наблюдателя (влияющего на пролетание фотона через две щели в виде частицы или волны), до прочих специалистов, так или иначе взывающих к антропному принципу.

Но чтобы выйти из этого «плена языка» (и заодно из Кризиса современности), Бахтияров предлагает:

а) Выйти за пределы этого мира;
б) для этого нужны новые формы мышления.
в) для новых форм мышления нужны новые языковые формы
г) для них уже и необходимы методы работы с сознанием, которые в свою очередь порождают новые смыслы.

Тогда и надо породить новые формы образов и знаков, чтобы отразить эти новые смыслы. Уж не задача ли это искусства – порождение новых образных и знаковых форм?

И вот наконец очередь пришла для подключения из Улан-Удэ: историк Андрей Юрьевич Извеков (ист.фак. Бурятского гос университета, выпуск 2004 г.) выступил с докладом: «Дэн Сяопин. Политика реформ и открытости».

Извеков провел весьма уместное сравнение с реформами в Советском Союзе – России конца 1980-х- начала 1990-х.

Суть современного взгляда на экономические реформы нашего соседа – КНР можно свести к двум пунктам, в корне отличающим смену общественного строя Китая от аналогичного Перехода в нашей стране:

  • Первый, это постепенность реформ (окончательный отход от планирования и переход к рынку начался в 1990-е гг., т.е. спустя более десяти лет после начала реформ);
  • Второй — при проведении реформ оказалась сохранена идеология в ее имперском ключе (главенствующая роль КПК при фактической опоре на тысячелетние традиции китайской философии).

Логика китайских реформ довольно проста при изучении вопроса, но совершенно иная, чем переход к рынку в России в 1990-е гг. Это тоже выход за рамки привычной логики как и в прочих докладах Круглого стола.

Вопрос зависимости постижения мира от женского или мужского начала в человеке, поставила Дмитриева Ирина Анатольевна. Различия между полами имеют настолько качественный характер, что мы отличаемся не только бытийно. Разный онтологический статус ведёт и к разной эпистемологии у мужчин и женщин – ПО-РАЗНОМУ ПОНИМАЕМ ЭТО МИР,«фиксируем мир по-разному».

Поэтому мужчинам стоит овладеть способом фиксации этого мира, свойственным женщинам. Кардинально сложного в этом нет, поскольку Моисеев предлагает поперёк бесконечности, что гораздо труднее, это вообще нечеловеческий способ.

Будучи специалистом в области философии науки, философии биологии, Моисеев свой доклад посвятил теме: «К математике и логике сильного трансцендирования».

Итак, Моисеев Вячеслав Иванович, поставил иное отношение к Переходу: Движение возможно не только вдоль бесконечности, но и поперёк ее, т.е. «выход за границы оной, что является невозможным с точки зрения внутренней метрики исходной бесконечности».

Я уловил некоторую перекличку этих идей с докладом Бахтиярова (освещенным вчера в первой части пост-релиза). Он тоже писал о выходе за пределы мира (для формирования новых форм мышления).

Кризис обусловлен недостатком языковых и образных форм для описания изменившейся реальности. Так что овладеваем нестандартными способами мыслить.

Наша задача как философов двигаться дальше каждый день, рассуждая. Имея в виду и сотрудничество с людьми искусства (раз уж для выхода из кризиса нужны новые образные формы).

Вспоминается встреча с кинематографистами, организованная РОД РФ прошлой весной на круглом столе «Евразийство и когнитивые проблемы», а также тема визуализации философии с помощью фильмов, не раз поднимавшаяся на нашем канале:

Итак, надо изменить способ фиксации этого мира в смену Эпохи, чтобы пережить Переход. Либо поперёк бесконечности (В.И. Моисеев) или в зависимости от пола (И.А. Дмитриева).

P.S. Изучение разных подходов к Переходу нужно не только познания ради, но и для Перехода в новую эпоху с минимальными потерями.

Итак, мы увидели нестандартный подход к проблеме Перехода (от медитационных практик до гендерного мышления и логики постепенных реформ в КНР).

Ссылка на запись круглого стола

Новости «Пролога»