Почему не сложился Миф о Диком Востоке, или Истерны против вестернов

Любое отображение реальности в сознании субъективно, носит следы «придуманности». Мысль изреченная есть ложь. Интересно, что доля выдумки есть во многих описаниях, претендующих на реальность.

Любое отображение реальности в сознании субъективно, носит следы «придуманности».

Мысль изреченная есть ложь.

Интересно, что доля выдумки есть во многих описаниях, претендующих на реальность. Сколько образов из истории и культуры несут долю выдумки.

Если они достаточно хорошо «распиарены» (с повышенной энергийностью), то превращаются в мифы.
В принципе, многие из людей, почитателей этих массовых образов редко задумываются о мифичности этих образов.

Но именно повышенная энергийность в массовом сознании делает истории, предания и т.п. – мифами.

Бросим взгляд за океан. Дикий Запад. По степени мифологизации он зашкаливает.

Говорят, что там есть нестыковки с реальной историей и этнографией западных штатов США конца 19 века, но кому сейчас в это надо вникать? Ведь есть огромная армия поклонников; спагетти-вестерны, пародии, комиксы, мультфильмы на тематику Дикого Запада и т.п.

Почему же, отчасти похожие процессы освоения Сибири русскими не получили сходной мифологизации?

Ответ вроде бы на поверхности – капиталистическая цивилизация требовала хлеба и зрелищ, и Буффало Билл сделал «Шоу о Диком Западе» (балаган) еще в годы существования этих осваиваемых территорий в конце 19 века. Чуть позже появившееся кино подхватило запрос публики на уже узнаваемые образы.

А Сибирь до Тихого океана была пройдена русскими землепроходцами еще в 17 веке при феодализме.

Завоевание Средней Азии во второй половине 19 века? Опять-таки нет мифов. Скорее, наоборот, забытая история России.

Кроме пары песен казаков о завоевании Туркестана («В Икане мы засели»), которые знают разве что исследователи казацкого фольклора, образов в искусстве не сложено, тем более не найдешь дошедших до стадии мифа.

Капитализм России того времени принято считать марксистами вполне развитым: наличие уже относительно развитой сети коммуникаций – издательств книг, журналов и т.д.

Но не было у нас Шоу о покорении Дикого Востока. Балаганы и циркачи были, но они не достигали уровня капиталистических США и не использовали сюжеты об истории освоения окраин Российской империи.

А американцы – а теперь и люди по всему миру – до сих пор пишут книги, снимают фильмы, рисуют комиксы на вечно популярную тему Дикого Запада (взять хотя бы французов с их «Счастливчиком Люком и братьями Далтонами).

Формально, что-то все-таки появлялось у нас – из разряда «развлекализации» исторического: В советские годы сняли буквально пару не просто исторических, а даже таки приключенских лент о русских в Сибири в начале 18 века («Золотая баба» и особенно «Тайна Золотой горы» – с чисто вестерновскими приемами, гэгами: погони, падения с высоты и т.п.).

Но исключения есть исключения. Хотя показ по ТВ в конце 80-х «Золотой горы» вызвал небольшой фурор среди моих одноклассников (обсуждали, воспроизводили хлесткие фразы): так что, как видно, тема золотая – русских исторических истернов про Сибирь…

Есть советские истерны и про Гражданскую войну (1918-1922 гг.). Здесь советские кинорежиссёры почти преуспели. Взять последнюю боевую сцену из фильма «Заложник» — походит на экранизации реального случая с перестрелкой у коралля О’кей шерифов Эрпа и Холлидэя (отражено в фильме «Тумстоун – могильный камень» и многих других).

Но увы, здесь миф не то чтобы совсем русский, а советский, т.е. интернационалистский в рамках вполне определённой идеологии, что конечно предопределено тематикой гражданской войны между красными и белыми (и/или басмачами).

А вот из фильмов про начало присоединения Средней Азии (что хронологически совпадает с американскими вестернами) припоминаю всего один – про экспедицию русского военного октября в Бухару (или Хиву) и конкуренцию русского посланника с английским послом, но фильм скорее наоборот чем вестерн (историко- меланхолическая постановка), несмотря на ряд батальных сцен.

Почему же мы рассматривали историю России на ее окраинах? А потому что именно на окраинах к.-либо цивилизации больше возможностей для пассионариев – а они и есть носители русского духа в Евразийской Степи.

https://dzen.ru/a/X_GSJ_5OaG9qiKkk

#русскаяидея #миф #вестерны #истерны

091123-Улан-Удэ-БРОДРФ

Новости «Пролога»