Почему образ юродивого стал антиподом европеизированной России?

Буква Ю обладает целым спектром значений.
Недаром подростковый писатель фантаст Крапивин придумал имя своему персонажу — князь Юр-Танка. Это очень необычная буква. Йотированная у. По написанию – вязь из букв I и O. Если судить по ней, то звук должен звучать как Ё. Но тут Йу.

Юродивость буквы подчеркивается самим словом юродивый. Быть не от мира сего на Руси означало иметь контакт с Небом.

Самое нестандартное написание среди русских букв. Химера из смеси Н и О (еще один вариант толкования этого гибрида). Интересно, что эта катастрофа буквантового тела (смесь О с непонятно чем перед ней), и выражает первую букву слова Юродивый!

Ведь юродивыми на Руси нередко были люди-калеки. Сравните – картину «Калики-Перехожие». Итак. Образ юродивых – старцы, слепцы, лохмотья, костыли – на худой конец, дорожные палки (посохи) и перемётные сумки…

Взять того же Герасима (из Му-Му Тургенева).

Немыслимое сочетание торжества человеческого тела (силач-великан) и дефекта – немоты. Но на самом деле психика, дух Герасима искалечен-то и не был. Он был благороден.

А искалечена была душа Барыни. Как и всей романовской России (искусственного проекта Петра с хрустами французских булок и вальсами Шуберта), не выдержавшая напора народного гнева.

Европейская цивилизация за фактически всего два столетия Петербургского проекта, так и осталась чуждой для русского духа. И он, как богатырь, взял и смёл всех этих кадетов и юнкеров, со всеми их дамами и кавалерами, содрал всю тонкую позолоту на теле народа…

«В балу красавицы, лакеи, юнкера», как пела группа «Белый орёл» четверть века назад… И против них никто иной, как Юродивый!

Тут вспоминается не менее сильный образ – тоже из поп-культуры современной России, клип группы «Ногу свело» — «Сами мы не местные, поможите!», где гигантская фигура нищего вырастает над вокзалом, где до той поры он тихонько просил подаяние. И старец с огромной ложкой в руке грозит всем…

Итак, антипод европеизированной России – юродивый.

Казалось бы – ничтожный образ – почему нищий? Почему не зажиточный (или даже бедный, но не побирающийся) крестьянин?

Не мещанин? Не казак? (недаром пугачёвщина началась от казаков?).

Почему даже не купец, уж коли они еще при драматурге Островском носили бороды и одевались по-русски (на что он давал специальное указание в начале пьесы «Гроза»).

Городничий в «Ревизоре» Гоголя бороды рвал самоварникам, как он называл купцов, сохранявших допетровский уклад жизни…

Но нет, человек заведомо ниже по социальному статусу любого из русских сословий, стал фигурой, которую не изжили не только Романовы, но и большевики… Хотя у последних почти получилось.

Но Юродивый глядит до сих пор на нас из популярных песен. Ведь образ сироты-беспризорника – это вариация юродивого.

Потому и популярны все эти шансоны (особенно Юрий Петлюра с его высоким голосом).

P.S. Вернемся к большевикам. Почти получилось изжить уже при позднем совке нищенство.
Эдаким нонсенсом из иного чужого мира глядит на нас бородатый (псевдо) инопланетянин с планеты Плюк на улице Москвы в середине благополучных 80-х…

Так Кин-дза-дза послала нам предупреждение.

И вот уже мириады бомжей — новых юродивых — вскоре после премьеры шедевра Данелии оккупируют Первопрестольную и прочие города нашей бескрайней родины…
Но было это уже после. После детства.

Но может язык юродивых этим и отличается: нет условностей иносказаний, они не боятся людей.Разве только Бога боятся.
Ведь уповая на него, получаешь свободу от мирских условностей.

Миссия глашатая от Неба и подразумевает чистоту мыслей и ясность языка.

Это возвращение языка к его основной функции — передаче информации — без эзоповых языков и полуправд, коими грешат люди, которым есть что терять, а юродивым уже нечего. И они говорят на подлинном Языке, без искажений называя вещи своими именами (царь велел зарезать царевича Дмитрия, затем блаженный отказался молиться за царя Ирода.

Новости «Пролога»