Фильм «Незнайка с нашего двора» 1984 г. создан даже не по мотивам книг Носова. Так что сценарист Веткина создала нечто своё.
Знайка и Незнайка — это путь Логики (Науки) и Веры соответственно (что в этом мюзикле акцентировано и песнями со вполне философскими текстами)
Примечательно, что Незнайка — побеждает. Он верит в Волшебников и они в конце фильма перед всеми предстали.
А перед этим пророк и эзотерик Незнайка попрекал горожан недостатком Веры.
Эдакий идеализм, едва ли не субъективный — и в застойные годы!
Впрочем именно в детском кино хватка советской цензуры была меньше, ведь вся эзотерика удачно маскировалась под детские сказки.
Некоторые исследователи усматривают в этом фильме христианские и даже гностические аллюзии , приводя ссылки из апокрифического Евангелия от Фомы, относимого иногда к манихейским текстам.
Так что продолжу аналогии: Если Знайка — это архонт материального мира (его злое начало — Демиург), то Незнайка, восстающий против его законов, — сродни катарам (альбигойцам)
Но в отличии от реальной истории, в кинофильме счастливый конец: Верховные божества (два Волшебника) явили свой лик людям.
Ищущие веру (вопреки рациональным доводам) оказались правы. А избравшие путь рационального знания во главе с Знайкой — посрамлены.
Но фильм можно рассмотреть и в рамках христианской теологии, где Кнопочка — это Мария Магдалина.
Тогда Незнайка, конечно — Иисус, борющийся словом против фарисейской власти царя Ирода. Знайка, кстати, тоже олицетворяет власть, он мэр Цветочного города.
Влюбленная в Незнайку, она верная последовательница его учения о вере, верит в Волшебников и даже установила близкий контакт третьего рода с ними (лечила их).
Апостол Павел писал что «мы спасаемся верой/доверием Богу/, а не делами».
Потому незадачливый Незнайка, не могущий найти работу по душе (по Носову) и даже откровенный бездельник и агрессивный невежда (в фильме по сценарию Веткиной) — уповает лишь на Веру в Волшебников.
И в конце фильма он спасается сам — как и прочие коротышки. Они видят Двух Волшебников и понимают, что находились в добровольном узилище, а на самом деле они не самодостаточны, они не раса коротышек из Цветочного городка, а дети из двора советского благоустроенного дома, заигравшиеся в ролевой игре до магической потери памяти.
Так и люди на Земле заигрались без Старших. Даже придумали, что иного мира нет, и только углубляющийся кризис мира заставляет искать спасение.
Если задуматься, образ того же Незнайки противоречил советской системе и вообще какому-либо общественному порядку.
Но Незнайка видел волшебников, которые во вселенной фильма все-таки реально существовали.
И ведь доперестроичные цензоры пропустили этот фильм, ибо по крайней мере в детских произведениях мы стоим горой за незадачливого Незнайку, который как Иван Дурак или Емеля долгое время не может найти места в жизни.
Но этому персонажу русской культуры доступно истинное вИдение мира — чего не может познать рациональное мышление в лице Знайки и его приспешников.
Познание героя русской культуры, на первый взгляд хаотичное, включает не только разум, но и веру в чудеса.
Два Волшебника руководят событиями внешнего мира как показано в фильме с самого начала: они поливают малышей из шланга, а те принимают это за дождь… Возможно волшебники — олицетворение разумной Природы, языческих сил, концепции пантеизма древних греков.