Секрет успеха городских легенд

Вот уж действительно, легенды создают понаслышке – их сочиняют не очевидцы событий, потому предания быстро превращаются в легенды, т.е. не вполне соответствуют истории.

Ведь суть легенды, если и не фантастичности, то в отличиях от реальной истории (выходит особенно иронично, когда очевидцы не узнают в легенде свои воспоминания)

Так было ещё в 2022 году в Улан-Удэ: 29 июля на крыше Национальной библиотеки прошла ретро-вечеринка «Легендарные девяностые» и в тот же день в Центре Современного искусства «Залуу» состоялся вечер о Виниле, и там же ещё один ретро-вечер 90-х в сентябре.

Тема недавнего ретро пользуется определённой популярностью. Потому появляются желающие распиариться на ретро.

Например, в современном клипе на песню Виктора Стрыкало «Любители дешевых драм» имитированы 80-е годы. Поэтому, я подозреваю, Стрыкало (солист Юрий Каплан с пронзительным голосом), и вдохновили Юрия Лапенко и его команду на создание пародийного ретро-сериала «Внутри Лапенко».

Для этого и нужны легенды – набор штампов, по которым все угадают 80-е или 90-е годы. А стереотип по определению ограничен узкими рамками, то есть не вполне соответствует реальности.

В том я вижу и секрет успеха ретро-команд – никто толком не знает, как всё было на самом деле: Когда группа «Браво» в начале 90-х имитировала стиляг 50-х, сами участники группы потом говорили: «Никто не знал, как стиляги выглядели».

Конечно, им был известен набор штампов о стилягах, но эта парадоксальная цитата выражает, что Е. Хавтан и В. Сюткин понимали, как штампы иногда расходятся с реальностью.

А в Улан-Удэ складывается вполне благодатная почва для подъема именно легенд (мифов) о девяностых.

Очевидцы, заставшие 1990-е взрослыми людьми на те два мероприятия о 90-х в 2022 году, почти не пришли. А те, кто был, не узнали доброй половины песен и почти ничего из мелодий заставок к сериалам.

Так получается потому, что мероприятия организуют дети 90-х, а взрослые американских мультсериалов в конце 90-х не смотрели, равно как и подростковые сериалы, как «Беверли Хиллз 90210», «Мелроуз плейс»…

Похоже на эффект ложной памяти (или здесь — ее отсутствия), который называют эффектом Нельсона Манделы. В случае горлегенд, ложная память скорее у юных поклонников ретро, тогда не живших.

Нечто подобное — об очевидцах исторических событий плохо их помнящих, описано еще А. и Б. Стругацкими в повести «Отягощенные Злом». Там современника Иисуса Христа, дожившего до наших дней, упрекают: «Апостолов — поименно — не помните, где у Дмитрия стоял запасной полк не знаете, хотя лично принимали участие»; не мог указать Агасфер Лукич и где библиотека Ивана Грозного, хотя был его личным библиотекарем…

Итак, разберём более детально, как сложился современный Миф о Девяностых.

Главное отличие мифа от истории – внеисторичность, а также цикличность. События могут восходить к реальным фактам прошлого, но не более того.

В случае «современных сказок» отличие мифа от ЛЕГЕНДЫ (наличие ритуала) непринципиально. Тем более, какие-то элементы ритуала в нашей жизни присутствуют, а во-вторых, в английском варианте городские легенды звучат как Urban Myths.

Так и стереотипы о Девяностых в России можно назвать городскими легендами. 29 июля 2022 года в Улан-Удэ они и были оглашены на ретро-вечеринке «Легендарные девяностые» в Национальной библиотеке. Тогда двое молодых ведущих на смотровой площадке 7 этажа бодро озвучили текст, как видно, составленный из интернет-источников под такой же условный видеоряд на экране.

Разумеется, обаятельные парень с девушкой временами попадали в точку. Так, артистичные ведущие рассказали о спортивных костюмах Адидас, носимых тогда везде и всюду – «от школы до свидания».

Но в остальном, к девяностым в Улан-Удэ, реалии тех лет из крупных городов (например, о красных пиджаках, которых у нас новые русские не носили) относились примерно как сказочный эпос немцев о своих предках –к реальным германским варварам, разрушавшим Римскую империю.

Прав был один московский эксперт, сказавший на одном из ток-шоу: Для молодежи – советские времена как Первая мировая война – это было давно и не с ними.

Правда, сейчас, на вечере о 90-х, «ударной» силой массовки оказалась молодежь лет 35-ти, которые что-то помнят о заявленном периоде… Но ведь и первые легенды слагают еще очевидцы событий – но обычно отдаленные очевидцы. Так, легенды об Аттиле и бургундах — сагу о Нибелунгах, – слагали не хронисты, а простые крестьяне, знавшие далеко не всё или даже понаслышке.

Так и для детей 90-х их детство – изначально легенда в силу малого возраста. Они в принципе не видели и не знали то, что прошли их старшие современники.

А на той памятной вечеринке теплым июльским вечером подросшие «дети 90-х» (сами уже многие родители) точно угадывали мелодии заставок из телепередач 90-х и получали мелкие призы вроде «Твикса» или «Тетриса».

Но это и доказывает, что 90-е для них ограничивались лишь телевизором и детскими площадками, т.е. современными сказками (и там, и там — иллюзии и игры).

Никаких конкурсов на ретро-костюмы не было и заявленные в выступлении ведущих мини-юбки, остались лишь на словах. На конкурсы для зрителей выходили молодые участницы за тридцать, одетые в современные шорты и джинсы — никто всерьез реконструкцию делать и не собирался.

Впрочем, чего вы хотели? Легенды по определению внеисторичны.

Тридцатилетние привели своих маленьких детей, и собравшиеся натужно отдохнули, даже станцевали в современных костюмах, диссонирующих с романтичными нарядами 90-х, коих практически не наблюдалось, как и тех, кто их тогда носил — девушек 90-х…

Ведь целевой аудитории «за сорок» опять не наблюдалось в сколько-нибудь значимом количестве (как и в параллельном шоу тем же вечером в ЦСИ «Залуу» о Виниле). Впрочем, целевой аудиторией для вечера в НБРБ как раз и заявлялись эти тридцатилетние. Ведь в анонсе предлагали ощутить «вкус детства».

Итак, предлагалось вспомнить не реальную историю, а именно легенды, что отражено и в названии шоу.

И реальной атмосферы ретро на «Легендарных 90-х» в Национальной библиотеке тоже не получилось (визуальный ряд подкачал, кроме разве что огромного муляжа аудиокассеты).

Зато всё компенсировала душевная атмосфера и танцы на фоне видов с крыши – летние речные пейзажи Улан-Удэ с высоты птичьего полета. Дискотека прошла под песни «Миража» и другие хиты рубежа 80-х – 90-х…

Новости «Пролога»