Советские сюрреалистические фильмы-путешествия

Есть малоизвестный фильм с Александром Абдуловым в главной роли — «Страховой агент» 1985 г. Можно назвать его дорожным фильмом — роуд муви, все-таки профессия обязывает — волка ноги кормят, как и страховщика, который и ходит по городу, по Москве восьмидесятых.

Есть малоизвестный фильм с Александром Абдуловым в главной роли — «Страховой агент» 1985 г. Можно назвать его дорожным фильмом — роуд муви, все-таки профессия обязывает — волка ноги кормят, как и страховщика, который и ходит по городу, по Москве восьмидесятых. А так как в кинокартине есть элементы сюрреализма, назовём его Советское сюррреалистическое Роуд муви.

Фильм начинается с сюра и заканчивается двумя сюрреалистическими сценами, одна из которых как бы и не совсем фантастична. Почти с начала экшен-сцены зритель догадывается, что ограбление и погоня — съёмки, хотя… я было начал грешить на преуспевающего дельца в шляпе, что он-таки не только плут, но иногда и бандит-налетчик…

Впрочем закадровый голос Юрийя Яковлева извинился перед зрителями за сюжетный сбой, точнее, жанровый. Заодно, хождение героя Александра Абдулова на курсы вождения стало своеобразным ружьём, которое очень даже выстрелило под самый конец…

А предыдущая сцена с «поющими под квартирный дождём» Абдуловым и Малышевой, должна была окончательно перенести нас в Волшебный мир сказок и приключений… Любовь меняет жизнь, точнее, меняет её восприятие.

Возможно фильму чего то не хватает, какой-то цельности. К середине действие замирает, увы, в обыденность и беспорядочность действия… И не скажу, что двойной искрометный финал спасает фильм или выруливает (во всех смыслах выруливает) сюжет. Но над фильмом старались, попытка зачтена. Но увы, не всеми.
Немало отрицательных отзывов.

Может экшена надо было к середине добавить. Ибо с лирикой и недобрали весу… Тот же фильм «День солнца и дождя» выигрывает своей цельностью восприятия, хотя тоже блуждания по городу. Более мастерски сняли.

Очень тонкий выбранный для фильма жанр, это смешение лирики, обыденности, сюра и магического реализма (под общей шапкой условного роуд муви — дорожного кино).

Этот стиль даже назвать так нельзя, ибо ломаешь что-то в его определении.

Но удачные примеры есть. Тот же «День солнца и дождя» про двух ленинградских прогульщиков, «Жил был Настройщик» (самый сюр с Роланом Быковым), детский «Приключения Травки», молдавский фильм аж 1961 г. «Человек идёт за солнцем» про маленького мальчика, пустившегося в путь…

Впрочем критики найдутся и на шедевры, и на полностью удачные фильмы (во всяком случае в данном пограничном жанре), не все принимают фантастику, а тем более, её тонкий сплав с обыденностью.

Итак, «Страховой агент»… Там периодически мелькает гений эпизода — Семен Фарада, который таки нашёл искомый адрес в Москве, за день поседев от этих поисков» (отсылка к Гостю с Юга из «Чародеев»).

Авторы отрицательных отзывов просто не поняли фильм, его жанр. Не поняли, тем более, и не вполне удачную попытку сделать такой фильм от его создателей. Может из-за этой сюжетной и стилевой недоработки, фильм и остался малоизвестным.

Под конец так быстро, скороговоркой всё заканчивается. И правда, хронометраж на нижнем пределе, чуть больше часа.

Впрочем это впечатление (подозрение на недоработанность «Страхового агента») — после первого просмотра. Стоит устроить ещё один и желательно коллективный…

Канон советского Роуд муви, наверное, «Путешествие будет приятным». Но там недостает сюра. Хотя есть даже в нем немного в самом начале, когда странная девушка в квартире на вечеринке смотрит телевизор в другой комнате. Но не стал включать сюда. Главное, сюрреалистическим атмосфера.

Влияние Новой волны ещё чувствуется в черно-белом ленинградском фильме 1967 «День солнца и дождя». Странный фильм, какой-то очень не советский, хотя про школьников.

Фильм «Страховой агент» с Александром Абдуловым имеет много общего с кинокартиной 1982 года «Предчувствие любви. Сказка для взрослых». Там в главной роли тоже Абдулов. Только он уже не страховщик, а изобретатель.

Да и начало похоже: Абдулов просыпается от звонка будильника, но как-то странно, сюрреалистически. И тоже закадровый голос, рассказывающий историю главного героя.

Далее в «Предчувствии любви» есть даже элементы фантастики. Так как Абдулов в роли изобретатель, то к нему приходят люди, пытабщиеся запатентовать изобретения. Например, Михаил Светин, придумавший облегчитель веса — в бутылочке, которую и вылил прямо на рабочий стол к Абдулову…

Так, по подсказке на форуме обсуждения кинокартины «Страховой агент», я и нашёл фильм, который помнил с детства, где стол резко поднялся в воздух к потолку. Видел его начало в середине восьмидесятых, после программы «Время».

Новости «Пролога»