Визуализация философии. Кино и эпоха

Гордость за страну, за малую родину, свой регион выражается не только в кухонных разговорах и битье кулаком себя в грудь. Это и череда мероприятий — официальных и общественных, народных гуляний. И кинематограф – он показывает любовь к родному краю как нельзя лучше. Должен был бы показывать…

Итак, кино есть выражение народного характера и жизни этого народа. Вспомним французскую Новую волну. Или кинематографическую часть движения советских шестидесятников примерно в те же годы.

Как же отобразилась Пора перемен рубежа 80-х – 90-х?

Отечественное кино на фоне чернухи начала 90-х имело и атмосферные фильмы как «Проснуться в Шанхае» (1991, реж. Николай Седнев), например. Там почти нет сюжета, он противоречив, натянут и т.д. Но всё искупают два фактора: любовь режиссера к долгим затягивающим планам и… романтичная атмосфера накануне крушения Союза.

Тот же одесский режиссер снял в 2002 г. «Вышивальщицу в сумерках», и фильм не получился: нудный и подчёркнуто бессюжетный, хотя сюжет есть – тоже бытовой, но не смотрится совершенно. Такой прием как ходить по улицам с камерой и снимать почти документалку – этнографию и быт – сработал в 1991 (фильм про район Одессы «Шанхай» — взлетел).

Но в 2002 г. тот же прием в том же городе тем же режиссером, обеспечил полный, с моей точки зрения, провал. Долгие планы противопоказаны (более 5 — 7 секунд) для почти любого режиссера, кроме очень талантливых, или попавших в струю.

Слепое подражание Тарковскому режиссеры в перестройку использовали, не понимая, что еще раз как в «Сталкере» отыграть не получится. Долгие планы (более минуты) и погубили (на тот момент) донельзя затянутое философско-эстетское размышление 1988 года под таким же неуклюже-длинным названием «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Но то были профессионалы с огромным бюджетом, опытом и философией, и их усилия не дали утонуть этой картине. Спустя 30 лет она смотрится.

Пилот самолета случайно попал ко двору короля Артура и как в повести, стал его приближенным. Рыцари бросили ему перчатки за то, что он при поединке прикончил соперника из револьвера.

Формально они правы. Фактически — нет. Вызывать на бой неподготовленного человека тоже нечестно, ведь он не обучался с детства как рыцарь. И пришлось попаданцу отвечать на подлость «подлостью». Рыцари возмутились — кто по лицемерию, кто по недомыслию и стадному инстинкту.

И в конце все рыцари получили по заслугам… ради этого финала я, тогда четвероклассник, и протянул две серии в кинотеатре. И вышел после сеанса с головой, гудящей как пустой котел.

Это вторая «Кин-дза-дза» — с нешуточным философским потенциалом. Художественные предвидения создателей «Новых приключений янки…» таки «выстрелили» спустя 30 лет (почти сразу после премьеры тоже сбылись – в 90-е годы).

https://youtu.be/2IN-iOsMFhU?si=cFpmmzKY7bk8ZmbY

#визуализация #философиякино #кинематограф #киноперестройки #тарковщина #социальнаяфантастика

Новости «Пролога»